Сайт инструктора по физической культуре. Жидковой Кристины Дмитриевна. Детский сад «Варенька» г. Абакан.
КОНКУРС.Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.Главной целью современной образовательной политики в сфере дошкольного образования является реализация права каждого ребёнка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе. В связи с этим, в дошкольных образовательных учреждениях ведется большая работа по оздоровлению детей. Но, как показывает анализ сложившейся ситуации, еще недостаточно внимания уделяется воспитанию у ребёнка осознанного отношения к двигательной активности, интереса и потребности K физическому самосовершенствованию, учету психоэмоционального состояния ребёнка в формировании здорового образа жизни средствами физической культуры. Поэтому данные направления являются приоритетными векторами развития. Основные условия здоровьесберегающего образования — воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, формирование у них элементарных представлений о нём и выработка индивидуального способа обоснованного поведения. В настоящее время возрастает необходимость активной разработки и использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ, стимулирующих приобретение опыта ценностного отношения к своему здоровью уже в дошкольные годы. Роль педагогов в дошкольном учреждении состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Известно, что до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. B современные представления о здоровьесбережении входит формирование у детей потребности в ведении здорового образа жизни — это единственный образ жизни, способный. Здоровый образ жизни обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья детей. Поэтому формирование этого образа - важнейшая социально-оздоровительная и здоровьесберегающая технология государственного значения и масштаба. Как правило, в дошкольном учреждении основными компонентами здорового образа жизни являются следующие: рациональный режим, использование эффективной систематические физкультурные занятия; системы закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая обстановка в семье. Необходимо учитывать тот факт, что психическое здоровье неразрывно связано с их психическим здоровьем, с эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребёнка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении. Эта работа в ДОУ осуществляется комплексно: инструктор по физическому воспитанию совместно с воспитателями и старшей медицинской сестрой решают вопросы физического воспитания детей. Педагог-психолог занимается коррекцией психического здоровья наших воспитанников. Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников. Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники. В режиме дня и занятий рационально используются двигательные и эмоционально- психологические разгрузки (физкультурные минутки, минутки здоровья, двигательные разрядки, элементы релаксации). На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируются представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях формируются представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды. B ходе физкультурно-оздоровительной работы развивают физические, психические и нравственные качества детей, воспитывают самостоятельность, творчество. Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком. Занятия по изобразительной деятельности можно направлять на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликации, поделках из пластилина, теста, глины. На музыкальных занятиях у детей формируют представления о значении для ЗОЖ развития творческих возможностей человека. Досуги способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации. Содержание досугов может быть направлено на обучение правильному и безопасному поведению в природной среде, на формирование основ экологической культуры личности. Использование театрализованной деятельности детей и взрослых в учебных проблемных ситуациях позволяет активизировать выбор детьми решений, соответствующих ЗОЖ. Режимные моменты используют для формирования и закрепления у детей санитарно-гигиенических навыков, опыта закаливания. Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются дидактические литература, продуктивная сюжетно-ролевые игры, и художественная сюжетно-ролевых играх «Больница», предметно-практическая деятельность. B «Семья» следует формировать у дошкольников поведение, способствующее ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки белья, ограничения времени просмотра телевизора, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, гигиенических процедур, нелекарственных средств. санитарно-гигиенических процедур, нелекарственных средств. Результативность процесса во многом зависит от того, насколько активно участвуют в нём родители. Ведь творчество должно быть обязательно взаимным. Совместное участие родителей и детей в праздниках, досугах и викторинах, посвященных физической культуре и здоровью — неотьемлемая часть созидания здоровья. Обязательным условием нормального роста детского организма, его гармоничного физического и нервно-психического развития является организация рационального питания детей. Данному вопросу в детском саду уделяется особое внимание. В ДОУ имеется вся необходимая документация по питанию, которая ведется по форме и заполняется своевременно. Питание детей находится под постоянным контролем старшей медсестры, которая ежемесячно ведет учет калорийности, следит за выполнением норм питания. Все рассмотренные выше направления, используемые в комплексе, должны сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребёнку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов в ДОУ и их родителей. 14 марта 2024 в 11:39
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.