Сайт инструктора по физической культуре. Жидковой Кристины Дмитриевна. Детский сад «Варенька» г. Абакан.

КОНКУРС.Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

 Главной целью современной образовательной политики в сфере дошкольного

образования является реализация права каждого ребёнка на качественное и доступное

образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического

и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.

В связи с этим, в дошкольных образовательных учреждениях ведется

большая работа по оздоровлению детей. Но, как показывает анализ сложившейся

ситуации, еще недостаточно внимания уделяется воспитанию у ребёнка осознанного

отношения к двигательной активности, интереса и потребности K физическому

самосовершенствованию, учету психоэмоционального состояния ребёнка в формировании

здорового образа жизни средствами физической культуры. Поэтому данные направления

являются приоритетными векторами развития.

Основные условия здоровьесберегающего образования — воспитание

у детей потребности в здоровом образе жизни, формирование у них элементарных

представлений о нём и выработка индивидуального способа обоснованного поведения. В

настоящее время возрастает необходимость активной разработки и использования

здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ, стимулирующих

приобретение опыта ценностного отношения к своему здоровью уже в дошкольные годы.

Роль педагогов в дошкольном учреждении состоит в организации

педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и

воспитывающего ценностное отношение к здоровью. Проблема раннего формирования

культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Дошкольный возраст

является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.

Известно, что до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на

протяжении последующей жизни.

B современные представления о здоровьесбережении входит

формирование у детей потребности в ведении здорового образа жизни — это

единственный образ жизни, способный. Здоровый образ жизни обеспечить

восстановление, сохранение и улучшение здоровья детей. Поэтому формирование этого

образа - важнейшая социально-оздоровительная и здоровьесберегающая технология государственного значения и масштаба. 

Как правило, в дошкольном учреждении основными компонентами

здорового образа жизни являются следующие: рациональный режим,

использование эффективной систематические физкультурные занятия; системы

закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая обстановка в семье.

Необходимо учитывать тот факт, что психическое здоровье неразрывно связано с их

психическим здоровьем, с эмоциональным благополучием, то пути достижения

физического и психического здоровья ребёнка не сводятся к узкопедагогическим

средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю

организацию жизни детей в дошкольном учреждении.

Эта работа в ДОУ осуществляется комплексно: инструктор по физическому

воспитанию совместно с воспитателями и старшей медицинской сестрой решают вопросы

физического воспитания детей. Педагог-психолог занимается коррекцией психического

здоровья наших воспитанников.

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы

формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.

Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные

соревнования и праздники.

В режиме дня и занятий рационально используются двигательные и эмоционально-

психологические разгрузки (физкультурные минутки, минутки здоровья, двигательные

разрядки, элементы релаксации).

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируются

представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе

жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов

на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни; о поведении человека,

способствующем здоровью и здоровому образу жизни. На занятиях по ознакомлению с

окружающим миром экологической направленности и практических занятиях

формируются представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для

жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды. 

B ходе физкультурно-оздоровительной работы развивают физические, психические

и нравственные качества детей, воспитывают самостоятельность, творчество. 

Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает формирование

привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком. 

Занятия по изобразительной деятельности можно направлять на

реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражению их

представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликации, поделках из пластилина, теста, глины. На

музыкальных занятиях у детей формируют представления о значении для ЗОЖ развития

творческих возможностей человека.

Досуги способствуют созданию условий эмоционального восприятия

детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации.

Содержание досугов может быть направлено на обучение правильному и безопасному

поведению в природной среде, на формирование основ экологической культуры личности.

Использование театрализованной деятельности детей и взрослых в учебных проблемных

ситуациях позволяет активизировать выбор детьми решений, соответствующих ЗОЖ.

Режимные моменты используют для формирования и закрепления у

детей санитарно-гигиенических навыков, опыта закаливания. Средствами формирования

представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются дидактические

литература, продуктивная сюжетно-ролевые игры, и художественная сюжетно-ролевых

играх «Больница», предметно-практическая деятельность. B «Семья» следует

формировать у дошкольников поведение, способствующее ЗОЖ, на основе представлений

о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки белья,

ограничения времени просмотра телевизора, использования для профилактики

заболеваний закаливающих мероприятий, гигиенических процедур, нелекарственных

средств.

санитарно-гигиенических процедур, нелекарственных средств.

Результативность процесса во многом зависит от того, насколько

активно участвуют в нём родители. Ведь творчество должно быть обязательно взаимным.

Совместное участие родителей и детей в праздниках, досугах и викторинах, посвященных

физической культуре и здоровью — неотьемлемая часть созидания здоровья.

Обязательным условием нормального роста детского организма, его

гармоничного физического и нервно-психического развития является организация

рационального питания детей. Данному вопросу в детском саду уделяется особое

внимание. В ДОУ имеется вся необходимая документация по питанию, которая ведется по

форме и заполняется своевременно. Питание детей находится под постоянным контролем

старшей медсестры, которая ежемесячно ведет учет калорийности, следит за выполнением норм питания. 

Все рассмотренные выше направления, используемые в комплексе,

должны сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни,

полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий

повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у

педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и

укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности

корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ;

если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены

необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен

индивидуальный подход к каждому ребёнку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов в ДОУ и их родителей. 

14 марта 2024 в 11:39

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.