Сайт инструктора по физической культуре. Жидковой Кристины Дмитриевна. Детский сад «Варенька» г. Абакан.
КОНКУРС. Консультация для воспитателей. Структура занятий по физической культуре во 2 младшей группе.Доступность содержания занятий по физической культуре определяется программным материалом, подобранным с учетом возрастных особенностей детей. Условно занятие делится на три основные части: вводную, основную и заключительную. Каждая часть несет определенную функцию. Вводная часть (3-5 мин) настраивает дошкольников на выполнение двигательных заданий, активизирует их внимание, создает положительный настрой. Она включает в себя упражнения в ходьбе (на носках, высоко поднимая колени, приставным шагом, в стороны), беге (в колонне, со сменой направления, в парах, по кругу). Также дети выполняют разные виды прыжков, бросание и ловлю предметов, упражнения в равновесии, построения и перестроения (в круг, колонну, в пары, друг за другом). Основная часть (10-12 мин) предусматривает решение задач дифференцированного обучения детей основным видам движений. С целью рационального планирования на весь учебный год необходимо распределить виды движений по степени интенсивности: высокой, средней, низкой. Одним из условий успешной реализации программного содержания по развитию основных видов движений является индивидуально-дифференцированный подход к детям. Желательно заранее распределить воспитанников на две основные подгруппы с учетом состояния здоровья, уровня двигательной активности и развития движений. В первую группу войдут дети, имеющие средний показатель двигательной активности и достаточно хороший уровень развития движений. Им предлагается больше основных движений средней и низкой степени интенсивности (80%): игровые упражнения на развитие внимания, точность и ловкость выполнения действий, координацию движений. Упражнения высокой степени интенсивности составляют 20%. Вторую группу составят дети, имеющие слабое здоровье (часто болеющие, с ограниченными возможностями), низкий уровень развития движений и двигательной активности. Для них предлагается больше игровых упражнений средней и высокой степени интенсивности (80%): упражнения, направленные на быстроту движений, скорость, ловкость и выносливость. Игровые упражнения низкой интенсивности составляют 20%. Каждая подгруппа занимается по своей программе, направленной на улучшение показателей развития моторики, регулирование двигательной активности детей. При подборе дифференцированных игровых упражнений для младших дошкольников следует заранее позаботиться о наличии необходимого оборудования: балансиры, гимнастические мячи (для развития координации движений); батуты, утяжеленные мячи весом до 0,5 кг (для развития скоростно-силовых качеств); мячи, обручи, гимнастическая стенка (для развития ловкости, точности выполнения действий). В основной части занятия все виды движений проводятся в игровой форме. Упражнения составлены с учетом особенностей двигательной активности детей: для обеих подгрупп дается одна подвижная игра с разными видами движений, например, "Солнышко и дождик", "Самолеты", "Лошадки", "Воробышки и кот" и др. С детьми разучивается лишь одно упражнение, остальные им хорошо знакомы. Основная часть занятия завершается подвижной игрой (для обеих подгрупп), которая повторяется 2-3 раза.
Содержание образовательной области "Физическая культура" направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Воспитатель рассказывает и показывает детям, как должны вести себя персонажи, при этом обязательно подчеркиваются характерные черты движений каждого из них. Для малышей огромное значение имеет воображаемая ситуация. Так, в подвижной игре с лазанием "Кролики" дошкольники терпеливо сидят в домиках, считая, что они закрыты на замок до тех пор, пока к ним не подойдет сторож и не откроет. В процессе игровой деятельности детей воспитатель добивается от них выполнения условий и правил (задания на ориентировку в пространстве). Следует постоянно активизировать действия застенчивых и малоподвижных малышей, помогая им справиться с разными заданиями, а от чрезмерно подвижных дошкольников - добиваться четкости и последовательности выполнения разных движений. В заключительной части занятия (3-4 мин) обеспечивается постепенный переход от достаточно высокой двигательной активности к спокойному состоянию организма. Дошкольникам предлагаются малоподвижные игры на ориентировку в пространстве ("Найди, что спрятано", "Найди свое место"), упражнения на релаксацию, хороводные игры ("Ручеек"). В течение года во второй младшей группе следует проводить 50 разных вариантов занятий игрового, сюжетно-игрового и тематического характера. Каждое занятие повторяется дважды в течение недели и более 3-4 раз в году. Построение игровых занятий Значительное место (60%) отводится игровым занятиям, так как они являются естественной формой передачи детям необходимого объема знаний и двигательных умений и навыков. Занятие состоит из 3-5 подвижных игр разной интенсивности, посредством которых воспитанники усваивают одно новое движение и повторяют 2-3 хорошо им знакомых. При построении занятий данного типа следует учитывать принципы дидактического подбора игр. Вводная часть включает игры низкой и средней интенсивности, которые постепенно увеличивают физическую нагрузку на организм ребенка. В основной части предлагается одна общая игра для обеих подгрупп и 1-2 игры, поддерживающие объем нагрузки на оптимальном уровне. В заключительной части занятия проводится игра низкой интенсивности (как правило, на ориентировку в пространстве). Основу таких занятий составляет целостная игровая ситуация, объединяющая действия единым игровым сюжетом, отражающим окружающий мир ребенка, например, "Магазин игрушек", "Ежиха и ежата", "Птички в гнездышках" и др. Сюжетно-игровые занятия при планировании программного материала дополняются тематическими, которые направлены на обучение детей играм с мячом, обручем, ходьбе на лыжах, езде на велосипеде. Занятия данного типа проводятся на воздухе (в зависимости от времени года). В помощь работникам дошкольных учреждений в приложениях 1-4 соответственно представлены разнообразные игровые занятия по физической культуре с детьми младшего дошкольного возраста - на развитие ловкости и быстроты движений, координации, ловкости и точности выполнения движений, на внимание. 15 марта 2024 в 06:09
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.